Александр Вампилов. Август… / Новости / CевТЮЗ
Новости
20 августа 2022 г.

Александр Вампилов. Август…

    В нынешнем 2022 году август – вампиловский месяц: 19 августа – 85 лет со дня его рождения, 17 августа – 50 лет со дня трагической, нелепой гибели, за два дня до 35-летия… Горькое «мог бы дожить»…

    Вампилов, скажем однозначно, вовсе не «гремел», и «живым классиком»  никто его не считал. В 1961 году вышел – под псевдонимом А. Санин –  сборник его юмористических рассказов «Стечение обстоятельств» – и, собственно говоря, все. Отдельных изданий больше не было. Пьесы Вампилова печатались в журналах «Театр», «Современная драматургия»,  «Театральная жизнь» и, при жизни автора, на столичных сценах не шли. 

    Музу драматурга считали, во-первых, провинциальной, во-вторых, – аполитичной. Слов «Ленин», «партия», «социализм» или «коммунизм» в пьесах Вампилова нет. Зато часто мелькают «святые», «церкви-планетарии», «богородицы», «ангелы». Времена были спокойные, «застойные», идеологически выверенные, с четкими критериями и   установками. И все попытки «богостроительства» и «богоискательства», как минимум, не поощрялись и брались на карандаш. 

    Елена Стрельцова, исследователь и знаток творчества Вампилова, утверждает, что драматург «рвался к вере в Бога и не мог уверовать. Отсюда глубочайшая трагедия художника». 

    Видимо, следует согласиться с тем, что «трагедия художника» началась гораздо раньше – буквально у колыбели. Александр Валентинович Вампилов родился 19 августа 1937 года в поселке Кутулик Иркутской области, в семье педагогов, и был самым младшим из четверых детей. В 1938 году его отец, Валентин Никитич, по доносу коллеги-учителя, был арестован и расстрелян. 

    Вся недолгая жизнь драматурга Вампилова может показаться достаточно гладкой, даже относительно благополучной, скупой на какие-то яркие события. И что там на самом деле было у Александра Валентиновича с Богом, сказать сложно. Достаточно знать, что его путь, словно скобками, охвачен двумя катастрофами – на старте и на финише... 

    Повторимся, при жизни автора его пьесы столичные спектакли к постановке не принимали. Когда Олег Ефремов захотел поставить «Утиную охоту», пришлось выдумывать всякие ухищрения, например, мелькнула идея провести Вампилова по категории «бурятская драматургия» (советская власть была трогательно чуткой к «национальным кадрам»), но затея не удалась. Это потом, когда Вампилов уже погиб в холодных водах Байкала, его «Старший сын» шел одновременно в сорока четырех театрах страны! Критики так и говорили: перед смертью Александр Вампилов стоял на самой последней ступеньке лестницы, ведущей к «великой славе»… 

    Драматургическое наследие Вампилова не так уж досадно мало, как об этом принято с сердечным сокрушением говорить. Начало положили одноактные пьесы-шутки «Ангел» («Двадцать минут с ангелом», 1962), «Воронья роща» (1963), «Дом окнами в поле» (1964). К 1970 году все основные пьесы, составляющие «театр Вампилова», были написаны: «Ярмарка» («Прощание в июне», 1964), «Старший сын» и «Утиная охота» (обе 1967), «История с метранпажем» (1968), объединенная с пьесой «Двадцать минут с ангелом» в «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске» (первое название «Валентина», 1972). Остался незавершенным водевиль «Несравненный Наконечников», начатый в 1972 году. 

    В заключение – как информация к размышлению – две цитаты из театральной критики. Елена Стрельцова: «Вампилов привел в драматургию странного героя, героя крайностей, слабого и сильного одновременно, знакомого незнакомца, открыл почти забытый в советской драматургии, но традиционный для русской классической литературы характер духовного скитальца, человека с расколотым сознанием, страдающую личность кающегося грешника». Владимир Лакшин: «После Вампилова многие другие, причем известные сочинения, стали казаться искусственными, излишне «театральными», ориентированными на внешность и подобие жизни, а не на саму жизнь». 

    Вспоминая суперпопулярных авторов советского театра Виктора Розова и Алексея Арбузова, критик добавляет: «драматургия Вампилова, возникшая на их плечах, – жестче, резче, неоспоримее «добросердечного правдоподобия». И далее: «Вампилов оглядывался на далекие вершины – Гоголя, Чехова, Шекспира». 

    Вряд ли сегодня кто-то возьмет на себя смелость утверждать, что молодежи на излете первой четверти XXI века близки и хорошо понятны душевные искания и жизненные проблемы их сверстников из последней трети XX века. 

    Слишком радикальные изменения за это время произошли – и в мире, и в стране, и в повседневной жизни людей. Формула, гласящая что Вампилов «поднялся над временем, ни на минуту не порывая с ним», если хорошо вдуматься, сколь красива столь и коварна…

    Севастопольский ТЮЗ недавно обратился к драматургии Александра Вампилова. Над пьесой «Прошлым летом в Чулимске» работала творческая экспериментальная лаборатория театра, пробовал свои силы в режиссуре артист Семен Сковордин. У посетителей наших соцсетей непременно в скором времени будет возможность познакомиться с этой работой. 

Игорь Азаров, завлит СевТЮЗа

Поделиться

Ещё новости

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман»
11 июня 2025 г.

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман»

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман» Севастопольский театр юного зрителя с блеском представил наш город на III Международном фестивале национальных театров «Байкальский …

Детальнее