Всероссийская акция «Ночь искусств» — 3 ноября в СевТЮЗ!
Дорогие зрители! С нетерпением ждем встречи с вами в стенах нашего театра в рамках ежегодной акции «Ночь искусств». В этом году акция приурочена к празднованию …
ДетальнееВ нынешнем 2022 году август – вампиловский месяц: 19 августа – 85 лет со дня его рождения, 17 августа – 50 лет со дня трагической, нелепой гибели, за два дня до 35-летия… Горькое «мог бы дожить»…
Вампилов, скажем однозначно, вовсе не «гремел», и «живым классиком» никто его не считал. В 1961 году вышел – под псевдонимом А. Санин – сборник его юмористических рассказов «Стечение обстоятельств» – и, собственно говоря, все. Отдельных изданий больше не было. Пьесы Вампилова печатались в журналах «Театр», «Современная драматургия», «Театральная жизнь» и, при жизни автора, на столичных сценах не шли.
Музу драматурга считали, во-первых, провинциальной, во-вторых, – аполитичной. Слов «Ленин», «партия», «социализм» или «коммунизм» в пьесах Вампилова нет. Зато часто мелькают «святые», «церкви-планетарии», «богородицы», «ангелы». Времена были спокойные, «застойные», идеологически выверенные, с четкими критериями и установками. И все попытки «богостроительства» и «богоискательства», как минимум, не поощрялись и брались на карандаш.
Елена Стрельцова, исследователь и знаток творчества Вампилова, утверждает, что драматург «рвался к вере в Бога и не мог уверовать. Отсюда глубочайшая трагедия художника».
Видимо, следует согласиться с тем, что «трагедия художника» началась гораздо раньше – буквально у колыбели. Александр Валентинович Вампилов родился 19 августа 1937 года в поселке Кутулик Иркутской области, в семье педагогов, и был самым младшим из четверых детей. В 1938 году его отец, Валентин Никитич, по доносу коллеги-учителя, был арестован и расстрелян.
Вся недолгая жизнь драматурга Вампилова может показаться достаточно гладкой, даже относительно благополучной, скупой на какие-то яркие события. И что там на самом деле было у Александра Валентиновича с Богом, сказать сложно. Достаточно знать, что его путь, словно скобками, охвачен двумя катастрофами – на старте и на финише...
Повторимся, при жизни автора его пьесы столичные спектакли к постановке не принимали. Когда Олег Ефремов захотел поставить «Утиную охоту», пришлось выдумывать всякие ухищрения, например, мелькнула идея провести Вампилова по категории «бурятская драматургия» (советская власть была трогательно чуткой к «национальным кадрам»), но затея не удалась. Это потом, когда Вампилов уже погиб в холодных водах Байкала, его «Старший сын» шел одновременно в сорока четырех театрах страны! Критики так и говорили: перед смертью Александр Вампилов стоял на самой последней ступеньке лестницы, ведущей к «великой славе»…
Драматургическое наследие Вампилова не так уж досадно мало, как об этом принято с сердечным сокрушением говорить. Начало положили одноактные пьесы-шутки «Ангел» («Двадцать минут с ангелом», 1962), «Воронья роща» (1963), «Дом окнами в поле» (1964). К 1970 году все основные пьесы, составляющие «театр Вампилова», были написаны: «Ярмарка» («Прощание в июне», 1964), «Старший сын» и «Утиная охота» (обе 1967), «История с метранпажем» (1968), объединенная с пьесой «Двадцать минут с ангелом» в «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске» (первое название «Валентина», 1972). Остался незавершенным водевиль «Несравненный Наконечников», начатый в 1972 году.
В заключение – как информация к размышлению – две цитаты из театральной критики. Елена Стрельцова: «Вампилов привел в драматургию странного героя, героя крайностей, слабого и сильного одновременно, знакомого незнакомца, открыл почти забытый в советской драматургии, но традиционный для русской классической литературы характер духовного скитальца, человека с расколотым сознанием, страдающую личность кающегося грешника». Владимир Лакшин: «После Вампилова многие другие, причем известные сочинения, стали казаться искусственными, излишне «театральными», ориентированными на внешность и подобие жизни, а не на саму жизнь».
Вспоминая суперпопулярных авторов советского театра Виктора Розова и Алексея Арбузова, критик добавляет: «драматургия Вампилова, возникшая на их плечах, – жестче, резче, неоспоримее «добросердечного правдоподобия». И далее: «Вампилов оглядывался на далекие вершины – Гоголя, Чехова, Шекспира».
Вряд ли сегодня кто-то возьмет на себя смелость утверждать, что молодежи на излете первой четверти XXI века близки и хорошо понятны душевные искания и жизненные проблемы их сверстников из последней трети XX века.
Слишком радикальные изменения за это время произошли – и в мире, и в стране, и в повседневной жизни людей. Формула, гласящая что Вампилов «поднялся над временем, ни на минуту не порывая с ним», если хорошо вдуматься, сколь красива столь и коварна…
Севастопольский ТЮЗ недавно обратился к драматургии Александра Вампилова. Над пьесой «Прошлым летом в Чулимске» работала творческая экспериментальная лаборатория театра, пробовал свои силы в режиссуре артист Семен Сковордин. У посетителей наших соцсетей непременно в скором времени будет возможность познакомиться с этой работой.
Игорь Азаров, завлит СевТЮЗа
Дорогие зрители! С нетерпением ждем встречи с вами в стенах нашего театра в рамках ежегодной акции «Ночь искусств». В этом году акция приурочена к празднованию …
ДетальнееУра! 25 октября состоялась премьера спектакля «Золотой ключик, или Приключения Буратино» в постановке главного режиссера Севастопольского театра юного зрителя Фёдора Парасюка! Вместе с деревянным мальчиком …
ДетальнееНа осенних каникулах Севастопольский театр юного зрителя возобновляет акцию «билет за пятерки». Круглые отличники, то есть те ученики, которые закончили четверть с «пятерками» по всем …
Детальнее