«Полуденная столица моей Государыни»
В письме императрице Екатерине Второй от 13 июня 1783 года Потёмкин – великий мечтатель и мудрый стратег – рисует грандиозную картину: «Петербург, поставленный у Балтики, – северная столица России, средняя Москва, а Херсон Ахтиярский да будет полуденная столица моей Государыни». Это ещё не был Севастополь!
Кстати, гордое название для нового города на Чёрном море – полуденной (т.е. южной) столице России – предложил тот же неутомимый Григорий Александрович Потёмкин.
Крым только-только стал российским – на месте татарской деревушки Ак-Яр (Белый овраг) появился городок Ахтияр, или «Херсон Ахтиярский». Ахтиарская бухта, кстати, одна из самых лучших морских бухт не только на Чёрном море, но и вообще в Европе, впечатлила и ближайшего военного сподвижника Потёмкина, непобедимого генерала Александра Васильевича Суворова, и вице-адмирала Федота Алексеевича Клокачёва, назначенного первым командующим ещё только зарождающегося Черноморского флота. Вчитаемся в их оценки.
Суворов: «Подобной гавани не только у здешнего полуострова, но и на всём Чёрном море не найдётся, где бы флот лучше сохранён и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли».
Клокачёв: «Ежели богоугодно будет иметь Ея Императорскому Величеству в здешней гавани флот, то на подобном основании надобно будет завести здесь порт, как в Кронштадте».
Итак, в качестве Ахтияра (Херсона Ахтиярского) наш город пробыл с момента основания – 3(14) июня 1783 года до 10 (21) февраля 1784 года. Пробил час, и Екатерина Великая повелела правителю Юга России, генерал-фельдмаршалу Григорию Александровичу Потёмкину устроить «… Крепость большую Севастополь, где нынче Ахтияр и где должны быть Адмиралтейство, верфь для первого ранга кораблей, порт и военное селение…»
Впервые гордое имя Севастополь на черноморских берегах прозвучало при императоре Октавиане Августе, в самом начале первого века нашей эры, – он даровал его Херсонесу Таврическому, назвав город величественным и императорским в свою честь. Новое имя тогда не прижилось. Сегодня Город-Герой Севастополь, вернувшись после многих суровых испытаний в родную гавань, не просто с достоинством несёт своё имя, но и готов соответствовать грандиозному предначертанию Григория Потёмкина – быть «полуденной столицей» России.